+7(495)921-22-73
Москва, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00
Москва
+7(495)921-22-73
, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00

Эксперты обсудили проблемы в сфере раскрытия информации потребителям финансовых услуг

26 апреля 2016

В понедельник, 25 апреля, в здании Московской биржи прошел круглый стол по проблематике защиты прав потребителей финансовых услуг. Мероприятие прошло в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и при участии Роспотребнадзора.

На встрече были представлены промежуточные итоги экспертного исследования, посвященного изучению степени соответствия существующих норм, сложившейся практики раскрытия информации уровню подготовленности и потребностям российских потребителей финансовых услуг.

Как оказалось, полевые и кабинетные исследования в равной степени демонстрируют низкий уровень осведомленности россиян в финансовых вопросах. Что интересно, уровень финансовой грамотности населения не всегда, как показали промежуточные результаты экспертной работы, зависит от степени информированности или не информированности населения. Информации о финансовом продукте или услуге может быть предостаточно, однако желания в ней разбираться у населения может просто не быть. Между тем такая ситуация скорее исключение из правила, чем обычное дело, отмечают эксперты. По их мнению, в России все-таки есть множество проблем с раскрытием информации потребителям массовых финансовых услуг.

Ведущие эксперты исследования Ростислав Кокорев и Юрий Данилов, представители экономического факультета МГУ, указали на массу недочетов в этом отношении со стороны организаций банковского, негосударственного пенсионного и потребительского секторов. Иван Кидяев, вице-президент АНО «ИДПО МФЦ», рассказал о проблемах в сфере раскрытия информации потребителям страховых услуг и клиентам микрофинансовых организаций. Юлия Комиссарова, советник по правовым вопросам СРО «МиР» поделилась мнением касательно деятельности платежных агентов в этом отношении и представила некоторые соображения, которые, по мнению эксперта, могут помочь агентам стать «прозрачнее» перед своими клиентами.

Присутствующие на круглом столе представители Минфина РФ (Екатерине Мыскова, представитель Департамента международных финансовых отношений) и Банка России (Вера Калягина, заместитель начальника Межрегионального управления Службы ЦБ по финансовым рынкам в ЦФО) внимательно отнеслись к результатам работы научного сообщества. Петр Петров, заместитель начальника Управления анализа финансовых услуг и административных процедур Службы ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг, рассказал о деятельности Банка России в области защиты прав потребителей финансовых услуг.

Несмотря на то, что представленные на круглом столе результаты исследования были промежуточными, эксперты уже выдвинули конкретные предложения. Так, по их мнению, введение паспорта финансовой услуги может значительно облегчить жизнь российского потребителя. Документ бы не стал заменой финансового договора, но в доступной форме содержал бы основную информацию о предлагающейся россиянину финансовой услуге или продукте и позволил бы ему не только в ней лучше разобраться, но и сравнить имеющиеся на рынке предложения.

Вместе с тем исследование продолжается. Как отметил Петр Кирюхов, ректор АНО «ИДПО МФЦ» и руководитель экспертной группы, его окончательные результаты будут представлены в конце июня текущего года. Все предложения по совершенствованию регулирования и деловой практики в финансовой сфере эксперты направят в Минфин.