+7(495)921-22-73
Москва, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00
Москва
+7(495)921-22-73
, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00

Финансовая грамотность как обязательная дисциплина для студентов-будущих педагогов: плоды усилий Минфина России

10 сентября 2019
В рамках Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (Проекта Минфина России) реализуется направление по обучению студентов педагогических специальностей (направлений подготовки) финансовой грамотности и методике ее преподавания в организациях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации.

К стратегическим задачам Проекта Минфина России по содействию в подготовке педагогических кадров для преподавания финансовой грамотности относится формирование системы непрерывного воспроизводства педагогов, способных обучать финансовой грамотности практически для всех уровнях образования.

Одним из основных путей укоренения системы подготовки педагогов в сфере финансовой грамотности является внедрение соответствующих дисциплин в составе основных образовательных программ вузов (помимо реализации программ дополнительного образования студентов и действующих учителей).

Включение дисциплин по финансовой грамотности в основные образовательные программы будущих педагогов и другие аспекты организации обучения финансовой грамотности и методике ее преподавания студентов-педагогов системно определяет концепция, разработанная в рамках Проекта Минфина России Южным федеральным университетом и Институтом МФЦ.

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» стал одним из первых вузов, внедрив дисциплину по основам финансовой грамотности в качестве обязательной.

Учебно-методической основой при разработке новой вузовской дисциплины стали результаты Проекта Минфина России.

Ранее в рамках Проекта Минфина России в 2018 и 2019 году университет обучил порядка 800 студентов по программам дополнительного образования.

В течение 2018-2019 учебного года на 10 факультетах ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» были доработаны основные образовательные программы уровня бакалавриата по направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Мировоззренческий модуль обязательной части учебных планов вуза включил дисциплину «Основы финансовой грамотности» (2 зачетных единицы). На нее отведено 72 часа, из них 30 часов для контактной и 42 часа для самостоятельной работы студентов.

В содержание дисциплины вошли темы: «Деньги, личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование», «Банки и небанковские профессиональные кредиторы», «Фондовый и валютный рынки, финансовые инструменты», «Страхование как механизм снижения рисков», «Финансы государства (региона, муниципалитета), налоги, социальное обеспечение граждан», «Пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды», «Финансы и предпринимательство», «Ответственное (осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита прав потребителей финансовых услуг».

С 1 сентября 2019 года вуз приступил к реализации учебных планов, в рамках которых дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной для студентов, связывающих свою будущую работу с педагогической деятельностью.

С появлением практического опыта обучения студентов-педагогов финансовой грамотности, методике ее преподавания непосредственно в составе основных образовательных программ (а не только в качестве программ дополнительного образования) российские вузы могут активнее использовать обширные результаты Проекта Минфина России (учебно-методические, информационно-аналитические), применяя их в качестве практического инструментария для внедрения и развития дисциплин по финансовой грамотности и методике ее преподавания.


Актуальность внедрения педагогическими вузами дисциплины по финансовой грамотности и методике ее преподавания возрастает в связи с реализацией Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, в которой образовательная компонента, включая подготовку будущих педагогов финансовой грамотности относится к приоритетным, а также продвижением Концепции преподавания дисциплины «Обществознание» в Российской Федерации, где важная роль отведена финансовой грамотности.

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону) и Институт «Международный финансовый центр» (Институт МФЦ, г. Москва) реализуют направление по обучению студентов педагогических направлений подготовки (педагогических вузов) в рамках Проекта Минфина России.

По состоянию на сентябрь 2019 года обучено более 8 000 студентов – будущих педагогов по программе «Основы финансовой грамотности и методика ее преподавания» в 19 государственных университетах в 17 субъектах федерации, включая 4 федеральных, 2 национальных исследовательский университета, а также 5 педагогических университетов.

Ожидается увеличение числа вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов, которые будут присоединяться к проекту, мультиплицирование его результатов на территории всей России.

До конца 2020 года в рамках Проекта Минфина России будет обучено в общей сложности не менее 12 000 студентов – будущих педагогов.