+7(495)921-22-73
Москва, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00
Москва
+7(495)921-22-73
, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00

Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования в России

11 мая 2005

Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования в России

Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование. Представленная классификация в целях необходимого для исследования обобщения отличается от формально-правовой классификации программ образования в России, содержащейся в Федеральном законе "Об образовании".

Богомолова Т.П., ректор Института международных экономических связей
Кирюхов П.Э., генеральный директор Учебного центра МФЦ

11.05.2005 г.

Место и функции дополнительного профессионального образования

Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование. Представленная классификация в целях необходимого для исследования обобщения отличается от формально-правовой классификации программ образования в России, содержащейся в Федеральном законе "Об образовании".

С системой образования человек начинает соприкасаться практически с первых лет своей жизни и при этом часто не теряет звание "обучающегося" вплоть до окончания своей профессиональной деятельности. Именно в этой системе мы в дошкольном возрасте (в детском саду, центре дошкольного развития) познаем основы социального поведения, приобретаем начальные знания о природе и обществе. В школе (лицее, гимназии) мы получаем общее образование. Большинство выпускников общеобразовательных учебных заведений получают профессию в высших учебных заведениях (ВУЗах), начальных профессиональных или средних профессиональных учебных заведениях (колледжах, техникумах). В целях совершенствования полученных профессиональных знаний, а также развития научно-теоретических познаний в соответствующих областях науки наиболее способные и целеустремленные слушатели не останавливаются на получении базового профессионального образования и продолжают его в аспирантуре (докторантуре).

Реализацией соответствующих видов (этапов) образования занимаются образовательные организации, основные типы и направления деятельности которых представлены ниже:

Виды (этапы) образования Типы образовательных организаций
Дошкольное (начальное) образование и воспитание Дошкольные образовательные организации:
детские сады, центры дошкольного развития и др.
Общее образование Общеобразовательные организации:
школы, лицеи, гимназии и др.
Профессиональное образование Организации высшего, среднего и начального профессионального образования: академии, университеты, институты, техникумы, колледжи, ПТУ и др.
Послевузовское профессиональное образование Организации высшего профессионального образования: академии, университеты, институты.
Дополнительное профессиональное образование Любые организации профессионального образования, а также институты и центры повышения квалификации, бизнес-школы и специализированные обучающие компании.

В современной России, как и во всем мире, возрастает роль дополнительного профессионального образования (далее по тексту: ДПО). Это обусловлено, прежде всего, факторами развития научно-технического прогресса и информатизации, вызывающих трансформацию общества в направлении постиндустриального развития, что приводит к колоссальному росту объема научных и профессиональных знаний; существенному ускорению периода от момента научного открытия (завершения теоретического исследования) до начала прикладного использования теоретических результатов; внедрению и развитию новых методов хозяйствования и управления. Как следствия технических, социальных и экономических изменений объективными являются изменения правовых отношений, нормативных правовых актов, регламентирующих различные стороны жизни общества.

Именно ДПО призвано дополнять ранее полученные знания, восполнять пробелы в навыках и умениях специалистов, объективно образующихся по причине существенного и постоянного изменения технологий, профессиональных методов и правовой базы. Знания, приобретенные ранее в ВУЗе или техникуме (колледже) при получении специальности, объективно нуждаются в постоянном развитии и пополнении, а в некоторых случаях, кардинальном изменении вслед за меняющимися аспектами экономических и правовых отношений.

Рассмотрим пример. Бухгалтер-экономист получил высшее профессиональное образование в ВУЗе по соответствующей специальности, окончив его в начале 80-х годов прошлого столетия. Сможет ли он в наши дни занимать должность бухгалтера-экономиста на предприятии без систематического повышения квалификации, получения ДПО? Ответ очевиден. И причина не только в радикальном изменении общественно-экономических отношений в нашей стране за период с начала 80-х годов прошлого столетия. За истекшее время многократно менялись квалификационные требования к бухгалтеру-экономисту, неоднократно изменялись нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет, налогообложение и финансовую отчетность.

Данный пример охватывает длительный период времени (более 20-ти лет), за который изменились социально-экономические отношения в нашей стране. Более показательно, например, что за последние 5 - 7 лет произошло массовое внедрение компьютерной техники и технологий на предприятия различных сфер производства и услуг. И у того же бухгалтера-экономиста возникла необходимость освоить специализированные бухгалтерские компьютерные программы, как и у большинства его коллег во всем мире.

В экономически развитых странах с относительно устоявшимися системами хозяйствования методы работы и нормативно-правовое регулирование также подвержены постоянным изменениям, усилившимся в период международной интеграции и глобализации. Так, например, в 2003 - 2004 годах Комитет по международным стандартам финансовой отчетности принял ряд изменений и дополнений к МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).

Естественно, ДПО всего лишь "дополняет" и развивает базовое профессиональное образование и не может претендовать на ведущую роль последнего. Ведь только при глубоком, системном и относительно долговременном изучении любого предмета возможно познать его сущность и овладеть необходимыми профессиональными знаниями. В тоже время, без наличия такого регулярного "дополнения" в лице дополнительного образования, базовое профессиональное образование становится "мертвым" и не способным к практическому применению.

Какие формы ДПО существуют?

В основном, это курсы повышения квалификации, объемом, как правило, от 72-х до 500-т академических часов. Кроме того, по существу (но не с точки зрения формальных требований российского законодательства об образовании) к ним можно отнести краткосрочные семинары, консультации, стажировки, круглые столы, форумы и конференции. Все вышеназванные формы ДПО можно назвать формами повышения квалификации.

Понятие повышение квалификации охватывает более широкий спектр деятельности субъекта, чем участие в курсах, семинарах, стажировках и т.п.

Под повышением квалификации необходимо понимать не только участие в учебно-консультационных программах, но и самостоятельное изучение необходимой области знаний; написание статей, книг; проведение исследований и опытов; выступления с лекциями, докладами и др.

В современных условиях ДПО неразрывно связано с профессиональным образованием. Такой симбиоз будет только расширяться по мере развития научно-технического прогресса и информатизации общества.

К основным функциям ДПО необходимо отнести:

  1. Повышение и развитие квалификации специалистов в различных сферах деятельности, актуализация ранее полученных базовых профессиональных знаний.
  2. Содействие развитию программ базового профессионального образования, а также научных исследований в соответствующих областях знаний.
  3. Развитие теоретических профессиональных знаний посредством приобретения определенных практических навыков (программы ДПО, как правило, включают практические занятия).

Становление современной системы ДПО

Система ДПО функционировала и в советской России. Но, как и все сферы социально-экономической жизни нашего общества, регулировалась централизованно. Деятельность организаций и подразделений дополнительного профобразования выстраивалась исходя из установленной плановой потребности в повышении квалификации рабочих и служащих. Направления и программы обучения определялись "сверху" и не всегда учитывали потребности слушателей и организаций, направлявших своих работников на повышение квалификации.

С началом рыночных реформ изменились потребности специалистов и организаций-работодателей в направлениях повышения квалификации. Более того, с появлением новых профессий и направлений деятельности, которых не существовало в СССР, обновляемая система повышения квалификации временно выполняла функции системы базового профессионального образования, отзываясь на потребности скорейшей подготовки новых специалистов. Конечно, такая подготовка была низкокачественной и, конечно, не могла заместить нормальную систему базового профессионального образования. Но ВУЗы и техникумы объективно не могли в кратчайшие сроки внедрить качественную профессиональную подготовку специалистов, востребованных новой экономикой: менеджеров, маркетологов, дизайнеров, специалистов рынка ценных бумаг и т.д. На внедрение новых специальностей и программ обучения порой требуется не один год. Еще дольше формируются государственные образовательные стандарты по новым специальностям.

Миллионы вчерашних инженеров, военных, работников военно-промышленного комплекса, были вынуждены быстро осваивать профессии, востребованные рыночной экономикой, пользуясь услугами вновь образованных, зачастую сомнительных образовательных организаций, не обладающих необходимой научно-методической и материально-технической базой.

Но, объективно, роль подобных учебных организаций, изобилующих с конца 80-х до начала 90-х годов прошлого столетия, можно в целом определить как положительную. Во-первых, они осуществили начальную профессиональную подготовку миллионов людей с невостребованными профессиями, во-вторых, их опыт, в том числе и отрицательный, способствовал внедрению и развитию образовательных стандартов по новым специальностям и внедрению этих специальностей в ВУЗах и техникумах (колледжах). И, кроме того, некоторые из таких организаций переросли в институты повешения квалификации и центры обучения, соответствующие сегодняшним требованиям образовательного законодательства.

Вслед за мелкими вновь образованными учебными организациями, отличающихся, заметим, мобильностью, подготовку по новым специальностям начали внедрять и сохранившиеся с советских времен институты (центры) повышения квалификации, а также ВУЗы и техникумы (колледжи).

В структуре таких организаций начали образовываться подразделения повышения квалификации (ДПО) по новым специальностям. Многие ВУЗы и техникумы выступили учредителями (соучредителями) создаваемых организаций ДПО.

На сегодняшний день систему повышения квалификации (ДПО) представляют: самостоятельные институты и центры повышения квалификации, структурные подразделения повышения квалификации ВУЗов и техникумов (колледжей).

В системе ДПО превалируют частные негосударственные образовательные организации, ряд из которых имеют государственную аккредитацию.

Основные этапы становления современной системы ДПО:

  1. Конец 80-х годов - начало 90-х годов ХХ-го столетия. Кризис советской системы повышения квалификации. Возникновение множества мелких обучающих структур, ориентированных на новые и востребованные профессии.
  2. Начало 90-х - середина 90-х годов ХХ-го столетия. Расцвет массового некачественного начального обучения новым и востребованным профессиям. Появление новых государственных образовательных стандартов. Начало внедрения в ВУЗах и техникумах (колледжах) профессионального обучения новым и востребованным профессиям.
  3. Середина 90-х годов ХХ-го столетия - н.в. Упорядочивание деятельности в сфере ДПО. Общее повышение качества подготовки. Сокращение количества обучающих организаций-однодневок. Формирование устойчивых организаций и подразделений ДПО.

Сложившаяся система ДПО не является сформировавшейся и нуждается в дальнейших качественных изменениях.

Развитие дополнительного профессионального образования

Рассмотрим наиболее важные вопросы развития современной системы ДПО.

К их числу можно отнести: правовое регулирование; формирование системы регулярного повышения квалификации; качество и актуальность программ обучения; внедрение новых технологий и методов обучения.

Правовое регулирование

Не смотря на большое значение системы ДПО, нынешний Закон РФ "Об образовании" содержит крайне скудную недостаточную и противоречивую регламентацию этой сферы образовательных услуг. С одной стороны, незначительное вмешательство государства в сферу ДПО является положительным фактором, способствующим развитию частных инициатив и конкуренции в этой важной для страны области.

С другой стороны, при сохранении минимального вмешательства государства в сферу ДПО, остро необходимо принятие специального закона "О дополнительном профессиональном образовании" (или включение соответствующего раздела в Закон РФ "Об образовании"). Необходимость принятия такого документа обусловлена существующими особенностями в этой сфере образовательных услуг, которые на сегодняшний день не учитываются органами управления в сфере образования фактически при осуществлении ими функций нормотворчества, контроля и надзора. Отсутствие специального закона (раздела в ФЗ "Об образовании") позволяет органам управления в сфере образования слепо применять нормативные акты в сфере профессионального образования к образовательным организациям ДПО, что противоречит сути и функциям организаций ДПО.

С учетом специфики ДПО в законодательном порядке необходимо установить возможность деятельности организаций ДПО в коммерческой форме при сохранении возможности их деятельности и в форме некоммерческой организации. Этот вопрос представляется крайне важным с точки зрения повышения прозрачности деятельности таких организаций, что, в конечном итоге, полезно с точки зрения привлечения инвестиций в сферу ДПО.

Требуется привести к единому знаменателю Налоговый кодекс РФ и Закон РФ "Об образовании", где элементарно прослеживается подмена понятий: с одной стороны, образовательная организация может существовать в любой форме, предусмотренной законодательством о некоммерческих организациях (т.е., например, негосударственное образовательное учреждение, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация и др.), с другой стороны, Налоговый кодекс РФ оперирует понятием "образовательное учреждение", формально оставляя за пределами правового поля образовательные организации, созданные в иных формах, например, некоммерческие партнерства.

При наличии незначительного вмешательства государства в деятельность образовательных организаций ДПО, целесообразно развивать саморегулирование в этой области, которое находится здесь на сегодняшний день в зачаточном состоянии. Из заметных структур, пытающихся выполнять по сути роль саморегулируемой организации в этой сфере, можно назвать Российскую ассоциацию бизнес-образования (РАБО), которая, на сегодняшний день, пока не стала полноценным "профессиональным союзом" в данной сфере и во многом заметна благодаря большому авторитету своего руководителя - проф. Евенко Л.И.

Причины, по которым необходимо и дальше придерживаться принципа незначительного вмешательства государства в сферу ДПО с одновременным развитием саморегулирования лежат в самой сущности ДПО.

К их числу необходимо отнести:

  1. Гибкость, динамичность, вариативность программ обучения, многообразие преподавательского состава, обусловленные стремительными изменениями технологий, методов работы, нормативно-правовой базы и разносторонними потребностями заказчиков (слушателей).
  2. Обучение по программам ДПО финансируется, в основном, работодателями или непосредственно слушателями, выдвигающими собственные требования к содержанию программ и условиям обучения.
  3. Слушатели программ ДПО, как правило, имеют необходимое профессиональное образование (высшее или среднее профессиональное), то есть получили базовое профессиональное образование в основном в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В тоже время, требуется четко осознавать необходимость жесткого регулирования со стороны государства, включая стандартизирование, большинства других направлений образования, в особенности общего и профессионального, включая высшее образование.

Таким образом, при жестком регулировании образовательной сферы со стороны государства, необходимо сохранить его незначительное вмешательство в систему ДПО с одновременным развитием в этом секторе саморегулирования и принятием специального закона (раздела в Федеральный закон "Об образовании"), а также приведением в соответствие всех остальных нормативно-правовых актов, затрагивающих ДПО.

Формирование системы регулярного повышения квалификации

В начале статьи шла речь о необходимости регулярного повышения квалификации, как в условиях трансформации социально-экономических отношений, так и в условиях относительной стабильности и отсутствии кардинальных социально-экономических преобразований.

Повышение квалификации и ДПО в современном мире не могут быть статичными. Рост самосознания специалистов и их стремление к повышению собственной "капитализации" за счет роста уровня профессиональных знаний происходит одновременно с ростом заинтересованности работодателей в регулярном повышении квалификации своих сотрудников. Эта заинтересованность работодателей имеет материальное выражение в росте производительности труда регулярно обучаемых специалистов. Кроме того, обучение за счет компании начинает восприниматься работниками как важная составляющая "социального пакета" наряду с медицинской страховкой и питанием.

Качество и актуальность программ обучения

Некачественные и неактуальные программы обучения в сфере дополнительного профессионального образования отбраковывает непосредственно рынок, отвергают сами слушатели, не желающие оплачивать неудовлетворяющие их программы.

В тоже время важным вопросом является внедрение и развитие программ повышения квалификации в областях, которые станут локомотивами экономического прорыва России в мировой экономике.

С началом роста производства в России обнажилась проблема нехватки высококвалифицированных рабочих и инженерных технических кадров. Оставшихся с дореформенных времен квалифицированных специалистов этого профиля явно недостаточно и не все из них соответствуют современным требованиям организации и ведения производства. Задача программ ДПО в различных областях производства - переподготовка "сохранившихся" кадров в соответствии с новыми условиями работы и организация регулярного повышения квалификации для рабочих и инженерных кадров в соответствии с требованиями их работодателей и стратегиями развития соответствующих отраслей и производств.

Внедрение новых технологий и методов обучения

ДПО в силу своей гибкости и настроя "под заказчика" должно использовать наиболее передовые технологии, методы и средства обучения. Безусловно, не все из них применимы в других направлениях образования. Так, например, при необходимости развития дистанционного обучения для работающих специалистов, представляется нецелесообразным перенасыщение такими методами базового профессионального образования, формирующего фундамент профессиональных знаний слушателя в непосредственном контакте с педагогами.

К числу новых технологий обучения, широкое внедрение которых необходимо в сфере ДПО, необходимо отнести различные направления дистанционного обучения, включая интерактивное обучение.

ДПО находится как бы между базовым профессиональным образованием и практической работой специалистов. Соответственно, программы повышения квалификации, основываясь на программах профессионального образования, должны быть максимально приближены к практике для повышения своей эффективности. Это достигается путем внедрения стажировок и включение в состав лекторов преподавателей-практиков.

Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования в России неразрывно связано с социально-экономической трансформацией российского общества и общемировыми интеграционными тенденциями.

Статья взята с информационной площадки "Магазин Семинаров РБК" (проект РИА "РосБизнесКонсалтинг")