«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧАСТНИК РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Сизов Валерий Владимирович1, Сартакова Елена Евгеньевна2
1Томский государственный педагогический университет, к.э.н., профессор
2Томский государственный педагогический университет, д.п.н., профессор
Аннотация
В статье описывается опыт ТГПУ по реализации в Томской области Программы «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» в рамках Контракта № FEFLP/QCBS-3.22.
Ключевые слова: методика преподавания, финансовая грамотность
Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Библиографическая ссылка на статью:
Сизов В.В., Сартакова Е.Е. Томский государственный педагогический университет – участник реализации федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89638 (дата обращения: 14.07.2021).
В нашей стране повышение уровня финансовой грамотности на всех уровнях образования и для различных групп населения становится одной их важных задач государственной внутренней политики. В целях реализации этой задачи Министерством финансов Российской Федерации реализуется федеральный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Составной частью этого проекта Минфина РФ является Программа обучения студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях налогового, общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации.
Целью проекта Минфина РФ является повышение финансовой грамотности студентов педагогических специальностей, во-первых как элемента общекультурной функциональной грамотности современного и, во-вторых, как элемента профессиональной компетенции современного педагога. Соответственно, в рамках реализации этого проекта планируется создание кадрового потенциала для обучения финансовой грамотности различных групп населения: учителя школ, среднего профессионального образования, работающего населения, лиц преклонного и пенсионного возраста. Будущие педагоги, обладая знаниями предмета финансовой грамотности и методикой обучения будут активно работать с различными группами населения по формированию у них:
- основы финансово-грамотного поведения человека способного принимать обоснованные решения в области личных финансов;
- готовности создавать сбережения в целях обеспечения будущего и умения грамотно распоряжаться своими денежными финансами;
- умения делать выбор финансовых инструментов для денежных инвестиций – банковские депозиты, ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды, инвестиционные индивидуальные счета, валюта, недвижимость и пр.
ТГПУ в третий раз в результате конкурсного отбора удостоен права реализации в Томской области Программы «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» в рамках Контракта № FEFLP/QCBS-3.22. Выполнение этой Программы ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» в апреле–мае 2019 года поддержано Департаментом финансов Томской области, Департаментом общего образования Томской области и Региональным центром финансовой грамотности Томской области.
В организации и реализации процесса обучения по Программе обучения студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности участвовали 410 студентов-бакалавров 2–3 курсов факультетов: историко-филологического, психолого-педагогического, физико-математического, технологии и предпринимательства, начального и дошкольного образования. Процесс обучения включал три взаимосвязанных этапа объёмом 72 академических часа.
Первый этап обучения был направлен на освоение предметного содержания основ финансовой грамотности. В процессе своего обучения на этом этапе студенты участники проекта должны были выбрать один из четырёх вариативных модулей, в рамках которых они будут осваивать дисциплину «Основы финансовой грамотности и методике обучения».
В составе этих четырёх вариативных модулей были:
- модуль 1 «Начальная школа»;
- модуль 2 «Основная и средняя школа»;
- модуль 3 «Среднее профессиональное образование»;
- модуль 4 «Детские дома и школы-интернаты».
Вариативные модули – это части дисциплин «Финансовая грамотность и методика обучения». Перед началом процесса обучения, по предметному содержанию основ финансовой грамотности обучаемые студенты прошли входное тестирование. Обобщённые итоги входного тестирования показали, что среднее значение уровня экономических и финансовых знаний составил 10,7 из 20 максимально возможных баллов по тестам.
В процессе освоения предметного (I этапа) обучения у обучающихся должны сформироваться основы обладания системой знаний в области экономики, финансов и права, формирующие основу финансовой грамотности как обязательного элемента функциональной грамотности современного человека и педагога. По завершении освоения предметного содержания финансовой грамотности обучающимися студентами были выполнены конкурсные задания в рамках письменного тестирования по 20 тестовым заданиям.
На втором этапе организации обучения студенты осваивали методику преподавания финансовой грамотности различными целевыми группами: учащимися начальной школы, учащимися основной и средней школы, студентами учреждений среднего профессионального образования, учащимися школ-интернатов. По завершению этого этапа обучаемые студенты писали индивидуальные конкурсные письменные работы. Конкурсная письменная работа включала четыре вопроса с учётом выбранного студентом вариативного модуля.
На третьем этапе организации учебного процесса студенты осваивали раздел «Моделирование учебных занятий в сфере финансовой грамотности». Этот раздел учебного плана предусматривал практическое выполнение группового проекта в форме подготовки учебных занятий по финансовой грамотности в соответствии с выбранной самой группой обучающихся (5 человек) вариативного модуля. Составной частью 3 раздела Программы «Моделирование занятий в сфере финансовой грамотности» является подготовка каждым студентом отчёта о проведении соответствующих учебных занятий либо в школах, либо в учреждениях СПО, либо в детских домах и школах-интернатах, либо среди других студентов группы.
На этом этапе проводится промежуточная аттестация, являющаяся комплексной и балльной оценкой (максимум 100 баллов). Промежуточная аттестация проходит в 2 этапа:
- итоговое тестирование (ответы на закрытые вопросы множественного выбора в количестве 20 по 3 балла каждый, максимум 60 баллов);
- публичная защита отчёта о проведении уроков (занятий) – максимум 40 баллов.
Таким образом, в ходе промежуточной аттестации оцениваются результаты двух видов деятельности: итоговое тестирование (60 % оценки) и отчёт о проведении уроков (занятий) (40 % оценки).
Все обучающиеся студенты успешно завершили итоговое тестирование и публичную защиту отчётов о проведении уроков (занятий) и получили сертификаты о повышении квалификации по финансовой грамотности и методике обучения.
Успешному освоению студентами Программы «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» в рамках Контракта № FEFLP/QCBS-3.22 способствовали:
- прекрасное высококвалифицированное методическое обеспечение Программы обучения в форме предоставления каждому обучающемуся в онлайн-форме учебника по основам финансовой грамотности, набора методических разработок и указаний, тестовых вопросов, кейс-заданий с примерами расчётов и т. д. Методическое обеспечение Программы обучение были предоставлены консорциумом в составе института международных отношений ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (г. Ростов) и института «Международный финансовый центр» (г. Москва);
- квалифицированный состав преподавателей факультета экономики и управления в составе доктора педагогических наук Сартаковой Е. Е., профессора, кандидата экономических наук Сизова В. В., кандидатов экономических наук Нестеровой О. А., Марковой А. В., Клемашевой Е. И.
- интерес студентов ТГПУ к овладению системой знаний в области экономики, финансов и права, формирующих основу финансовой грамотности, как обязательного элемента функциональной грамотности современного человека и педагога.
Источник: https://web.snauka.ru
-
апрель, 2024ПнВтСрЧтПтСбВс01 апреля 2024 понедельникДаты проведения: 01 апреля 2024 – 12 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя29000 физ. лица29000 юр. лица01Учет принципов и раскрытие информации в области устойчивого развития, ESG в деятельности финансовых организаций02 апреля 2024 вторникДаты проведения: 02 апреля 2024 – 17 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя35000 физ. лица35000 юр. лицаДаты проведения: 02 апреля 2024 – 03 апреля 2024Форма обучения: Дневная18000 физ. лица18000 юр. лица02Курс НОК «Депозитарная деятельность»+ еще 1030405060708 апреля 2024 понедельникДаты проведения: 08 апреля 2024 – 12 апреля 2024Форма обучения: Дневная25000 физ. лица25000 юр. лица08Бухгалтерский учет и отчетность организации в процедурах банкротства. Процедура наблюдения09 апреля 2024 вторникДаты проведения: 09 апреля 2024 – 16 апреля 2024Форма обучения: Дневная9900 физ. лица9900 юр. лица09Повышение квалификации аудиторов (40 часов) очно/дистанционно1011 апреля 2024 четвергДаты проведения: 11 апреля 2024 – 26 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя28000 физ. лица28000 юр. лица11Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами. Подготовка финансовой отчетности и налоговых деклараций12 апреля 2024 пятницаДаты проведения: 12 апреля 2024 – 25 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя10000 физ. лица10000 юр. лицаДаты проведения: 12 апреля 2024 – 31 мая 2024Форма обучения: Вечерняя20000 физ. лица20000 юр. лицаДаты проведения: 12 апреля 2024 – 25 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя8800 физ. лица8800 юр. лица12Повышение квалификации налоговых консультантов (36 часов) очно/дистанционно+ еще 2131415 апреля 2024 понедельникДаты проведения: 15 апреля 2024 – 15 июня 2024Форма обучения: Другая40000 физ. лица40000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 15 июня 2024Форма обучения: Другая45000 физ. лица45000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 15 июня 2024Форма обучения: Другая41000 физ. лица41000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 19 апреля 2024Форма обучения: Дневная36000 физ. лица36000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 30 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя35000 физ. лица35000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 26 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя29000 физ. лица29000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 15 июня 2024Форма обучения: Другая41000 физ. лица41000 юр. лица15Аттестат профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора)+ еще 61617 апреля 2024 средаДаты проведения: 17 апреля 202415000 физ. лица15000 юр. лицаДаты проведения: 17 апреля 202415000 физ. лица15000 юр. лица17Закон США о налогообложении иностранных счетов США (FATCA)+ еще 118 апреля 2024 четвергДаты проведения: 18 апреля 202412000 физ. лица12000 юр. лица18Процедура эмиссии ценных бумаг в соответствии с изменениями законодательства в России о ценных бумагах.Раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг в соответствии новым Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг1920212223 апреля 2024 вторникДаты проведения: 23 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная18000 физ. лица18000 юр. лица23Противодействие коррупции. Экономическая и компьютерная безопасность. Риски, контроль и комплаенс.24 апреля 2024 средаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная8000 физ. лица8000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная5000 физ. лица5000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная6000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная6000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 20246000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 202415000 физ. лица15000 юр. лица24Целевой (внеплановый) инструктаж/повышение квалификации (плановый инструктаж) для сотрудников организаций, поднадзорных Банку России (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании)+ еще 52526272829300102030405