+7 (495) 921-22-73
Москва, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00
Москва
+7 (495) 921-22-73
, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00

Журнал "Дружи с финансами" | №5 | октябрь–ноябрь | 2019

18 ноября 2019

В пятом номере журнала "Дружи с финансами" опубликована статья "Курсовая работа. Как устроена система повышения квалификации по финансовой грамотности для педагогов". Текст: Наталья Югринова.

Свои комментарии к статье дал Пётр Кирюхов, генеральный директор Учебного центра МФЦ:

"Вопреки стереотипам, по материально-технической базе сельские школы сегодня почти не уступают городским: почти все они подключены к интернету и имеют компьютерные классы"

Сельская грамота

Отдельное большое направление в повышении квалификации педагогов по финансовой грамотности — работа с сельскими учителями. Этой деятельностью с 2017 года занимаются Южный федеральный университет и Институт дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр» (МФЦ). Совместно они разработали учебно-методический комплект, который включает в себя 72-часовую программу повышения квалификации сельских учителей, учебное пособие для проведения этой программы, методические рекомендации для преподавателей-тьюторов, которые занимаются с учителями сельских школ, а также дистанционные курсы, позволяющие удалённо проходить определённые модули учебной программы. По своей структуре программа очень похожа на ту, которую используют ВШЭ, РАНХиГС и региональные методические центры. Однако у неё есть и свои отличительные особенности.

Первая заключается в усиленных акцентах на просветительской деятельности учителей. «В сельской местности, особенно в малонаселённых пунктах, учитель играет несколько иные роли по сравнению с городом, — объясняет Пётр Кирюхов, ректор Института МФЦ. — Он не только является педагогом, но и выступает как некий «информационный центр» для односельчан, эксперт, с которым можно посоветоваться по определённым вопросам. На его плечи ложится проведение внеурочных занятий с детьми и просветительской работы среди взрослых». Поэтому программа по финансовой грамотности затрагивает не только темы, которые необходимо знать детям, но и вопросы, в большей степени актуальные для взрослого населения. Выпускник этой программы может быть привлечён к участию в публично-массовых мероприятиях: чтению лекций по финансовой грамотности для односельчан, проведению деловых игр и так далее.

Вторая специфическая особенность этой программы — наличие блока так называемой сельскохозяйственной финансовой грамотности. Этот компонент актуален для территорий с высокой степенью вовлечённости в процессы сельскохозяйственного производства — Краснодарского края, Ростовской области, Северного Кавказа, — где доля жителей, занятых в аграрном производстве, традиционно высока. Поэтому учителям из этих регионов рассказывают, в  частности, о едином сельскохозяйственном налоге, агростраховании, финансовом обеспечении агробизнеса, механизмах финансовой поддержки сельхозпроизводителей, кредитно-потребительских кооперативах, создании и ведении фермерских хозяйств. А все остальные темы дополняют специально разработанными для сельской аудитории примерами, близкими к её жизненным реалиям.

«Сельским учителям доступны все те же методические инструменты и разработки, что и остальным, — подчёркивает Кирюхов. — Вопреки стереотипам, по материально-технической базе многие сельские школы сегодня почти не уступают городским: почти все они подключены к  интернету и имеют компьютерные классы. Другое дело, что уровень доступности финансовых услуг не так высок, да и опыта у населения меньше: в некоторых деревнях и сёлах ещё даже нет банкоматов». Тем не менее эксперт отмечает, что сельские жители охотно используют ресурсы интернета, мобильные приложения и дистанционные технологии для получения финансовых услуг и повышения своей финансовой грамотности. Например, многие пользуются мобильным банком, приложением «Мои документы», оплачивают в онлайн-режиме услуги сотовой связи и ЖКХ. «Тяга к знаниям у них очень высока, — добавляет Пётр, — и интерес к финансовой грамотности, несомненно, есть».

Обучение педагогов сельских школ ведётся на базе региональных образовательных организаций. Сегодня это направление реализуется в 30 регионах РФ (преимущественно тех, где выше удельный вес сельских жителей, занятых в аграрном хозяйстве). В общей сложности, по данным МФЦ, с 2017 года свою квалификацию повысили около 4,5 тыс. учителей.