+7(495)921-22-73
Москва, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00
Москва
+7(495)921-22-73
, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00

Тезисы выступления ректора Института МФЦ Кирюхова П.Э. на совещании «Лучшие практики финансовой грамотности и возможности их адаптации к проекту «Бюджетная грамотность»»

10 июля 2014

Кратко об Институте МФЦ

Институт дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр» (МФЦ) создан на базе Учебного центра МФЦ, осуществляющего свою деятельность с 1998 года.

Сегодня МФЦ – ведущий центр повышения квалификации не только специалистов финансового рынка (аттестация, сертификация, курсы, семинары, консультации), но и финансовых специалистов (бухгалтеров, финансовых менеджеров, аудиторов, налоговых консультантов, специалистов по МСФО).

Институт МФЦ осуществляет деятельность в Москве и ряде регионов России, аккредитован (уполномочен) при ФСФР России (в настоящее время функции упраздненной ФСФР России выполняет Банк России), МУМЦФМ (учрежден Росфинмониторингом), ИПБ России, Палате налоговых консультантов, АССА, Национальном объединении строителей, Ассоциации бухгалтеров «Содружество», ряде аудиторских СРО и мн. др.

За почти шестнадцатилетний период работы подготовлены и вышли в свет сотни учебников, учебно-методических пособий, в том числе электронных, разработаны и развиваются ряд программ дистанционной подготовки, активно применяются интерактивные формы обучения.

По направлению «финансовая грамотность» МФЦ участвовал в подготовке одного из первых пилотных учебников для школьников «Основы фондового рынка» (2001 г., под ред. Болвачева А.И., - инициатива Правительства Москвы и РО ФКЦБ в ЦФО), массовом обучении основам фондового рынка работников правоохранительных органов в г. Москве (2003-2005 гг., - инициатива Правительства Москвы и РО ФКЦБ в ЦФО), проведении семинаров по основам финансового рынка для школьников и работающих граждан (2000 – н/в) и др.

В настоящее время Институт МФЦ в рамках проекта содействия повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации («проект ФРП») осуществляет организацию ежегодных конференций для представителей Министерства финансов РФ и Роспотребнадзора (г. Калининград, 2014-2016 гг.). Кроме того, «фондом хороших идей» одобрена инициатива Института МФЦ -  информационно-просветительская компания, направленная на развитие ответственного потребительского поведения на финансовом рынке и защиты прав потребителей финансовых услуг среди молодежи.

К преимуществам участия Института МФЦ в проекте «Бюджетная грамотность» относится значительный учебно-методический и организационный опыт как в сфере финансовых рынков, так и в области налогообложения.

К идеологии проекта

Сам факт наличия в государстве просветительской работы по направлению «бюджетная грамотность», наряду с «финансовой грамотностью», - показатель гармоничного развития гражданского общества, его диалога с государством, когда граждане осознанно участвуют в процессах формирования, использования и контроля бюджетов всех уровней, знают и активно применяют свои  права и возможности.

Безусловно, через участие в политических процессах, в первую очередь, выборы в законодательные органы власти, граждане косвенно влияют и на бюджетный процесс, делегируя политикам вопросы формирования бюджетов, внебюджетных фондов, планирования доходов и их источников, ставок налогов и сборов, направлений и размеров бюджетных расходов, бюджетный контроль и мн. др. Далеко не все граждане должны быть общественными активистами и контролерами бюджетных процессов. Для этого существует государство и его политические и общественные институты.

В тоже время, именно государство, в первую очередь, заинтересовано в «просвещенном обывателе», «просвещенном налогоплательщике», формировании в обществе нетерпимости к неуплате налогов, когда знания о финансах государства, региона и муниципалитета, позволяют гражданину осознанно исполнять свой долг по уплате налогов, ощущать сопричастность к масштабным государственным и локальным муниципальным проектам, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Кроме того, бюджетная грамотность позволяет гражданину эффективно взаимодействовать с государством по использованию льгот, финансовых преференций, субсидий, дотаций и иного государственного (муниципального) финансирования.

Гражданину выгодно быть не только финансово просвещенным, но и грамотным пользователем бюджета.

Таким образом, мотивация в укоренении бюджетной грамотности есть как у государства, так и у гражданского общества и непосредственно у граждан.

К вопросу о приоритетным целевых группах проекта

Приоритетным направлением бюджетной грамотности является просветительская и учебная работа среди школьников, а также подготовка учителей.

Если по направлению «финансовая грамотность» обычно выделяют различные социальные группы для целевой работы с ними, в том числе по образовательному, профессиональному признакам, экономической активности, бюджетная грамотность, на мой взгляд, в первую очередь, должна быть нацелена на школьников, а также студентов.

Именно в юные годы, в период школьного обучения закладываются основные принципы социального поведения, начинает формироваться мировоззрение.

Более того, сегодня многообразный финансовый мир, включая налоги, также привычен и естественен для наших школьников, как и компьютерная среда. Но, в отличие от компьютерной среды, мир финансов для них во многом непонятен и где-то пугающий. Но активность, любопытство и бесстрашие юности способно победить страхи. В отличие от поколений граждан, сформировавшихся в советские годы, нынешнее и последующие поколения изначально оказываются в среде финансовых институтов, одним из основных которых является финансовая система государства. Нынешние школьники в большинстве своем не испытывают недоверие к государственной финансовой системе, не травмированы в отличии от старших поколений неоднократными обесценениями сбережений и дефолтами государственных финансов. Именно они будут более аккуратно платить налоги и разбираться в бюджетах, чем поколения советского периода.

К вопросу внедрения бюджетной грамотности в школах

Возможно предложить интеграцию вопросов «бюджетной грамотности» в предмет «Обществознание» и/или «Экономику». В независимости от формы присутствия «бюджетной грамотности» в школах, предстоит  подготовить и согласовать комплекс учебно-методических материалов, подготовить учителей.

К вопросу разработки комплекса учебно-методических материалов

Предлагается разработка учебно-методических материалов для школьников в составе (для каждого из классов, в котором предполагается изучение, например, с 8-го по 11-й классы[1]):

- Учебник;

- Рабочая тетрадь школьника;

- Тесты (контрольные работы);

- Поурочные разработки (для учителей).

Данный комплекс в установленном порядке необходимо согласовать по линии Министерства образования и науки РФ.

К вопросу подготовки учителей

Помимо традиционной очной подготовки учителей для проведения занятий по «бюджетной грамотности», предлагается разработать и внедрить дистанционный курс подготовки преподавателей, в основу которого войдут видео лекции и электронные пособия.

Тем самым будет достигнута задача массовой подготовки преподавателей, в том числе из отдаленных регионов.

К вопросу популяризации «бюджетной грамотности» в школьной среде

  • подготовка и размещение видео уроков/видеороликов, в том числе на значимых федеральных интернет-порталах, включая электронные дневники;
  • внедрение элементов «бюджетной грамотности» в школьные олимпиады по финансовому рынку;
  • проведение факультативов и организация школьных секций (кружков) по «бюджетной грамотности».


[1] Как вариант, один комплект для изучения в 8-м и 9-м классах, другой (второй) комплект, соответственно для 10-го и 11-го классов.