Выступление В.Д.Миловидова в рамках первой международной конференции "Иностранные ценные бумаги в России: размещение, обращение и инвестирование"
Добрый день, уважаемые коллеги, участники рынка, представители нашего профессионального сообщества и те, кто интересуется иностранными ценными бумагами!
Я посмотрел программу сегодняшней конференции - в ней заявлены специалисты, которые детально и подробно могут рассказать вам об аспектах регулирования выпусков и обращения иностранных ценных бумаг на российских торговых площадках. Среди вопросов есть такие, которые уже решены и такие, которые ещё требуют решения, о них вам расскажут специалисты Федеральной службы по финансовым рынкам, которые досконально погрузились в эту проблематику и являются авторами приказов, разработанных службой в развитие закона об иностранных ценных бумагах. Некоторые из нормативных актов, разработанных службой, уже зарегистрированы Минюстом и вступят в силу в ближайшее время, часть из них находятся на регистрации в Министерстве юстиции и часть нормативных актов разрабатывается службой в настоящее время. Я надеюсь, что эта конференция, вопросы, которые будут на ней затронуты и ваши пожелания и обеспокоенность, высказанная в ходе выступлений – все это позволит обогатить работу, которая ведется сейчас в Федеральной службе в части завершения разработки нормативной базы, делающей возможной допуск иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок. Мы хотим сделать такие бумаги доступными для российских институциональных и индивидуальных инвесторов.
Поскольку мне предоставлена возможность выступить первым, я бы хотел сказать о том, чем мы руководствовались, когда идея допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок родилась, и как видится этот вопрос с точки зрения регулирования финансового рынка. Эта тема впервые была поставлена в августе 2007 года, мы подробно обсуждали ее с участниками рынка и, постепенно, на различных этапах ее обсуждения возникали новые и новые аспекты. И теперь, спустя уже больше чем 2 года с начала дискуссии, мне кажется правильным подробно ответить на вопрос, зачем это было придумано, кому это нужно и нужно ли вообще. Я никогда так подробно не отвечал на этот вопрос, и я думаю, что пришло время, когда мы можем ответить на него откровенно, прямо, не прикрываясь общими фразами.
Для меня допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок – это своего рода консервный нож, который позволяет вскрыть банку, которая называется «российский финансовый рынок» и посмотреть, что находится внутри. Это инструмент, позволяющий нам увидеть нас самих глазами других участников. Сейчас, и мы это видим воочию, возникает много технологических, технических проблем в связи с допуском иностранных ценных бумаг на российский рынок. Это связано с тем, что российский рынок по целому ряду своих параметров, в том числе параметров регулирования, отстает от международных финансовых рынков. Возникают вопросы открытия счетов нашими депозитариями в иностранных депозитариях. Встает вопрос: зачем вообще иностранным эмитентам приходить на российский рынок? Насколько обращение иностранных ценных бумаг будет прозрачным и понятным? Как будут взаимодействовать между собой международные регуляторы в этом случае? Как будут взаимодействовать российские финансовые институты, которые получат по закону право приносить иностранную бумагу на российский рынок, поскольку им будет необходимо, в частности, обеспечивать раскрытие информации по этим иностранным ценным бумагам здесь, в России. Кстати, вопрос раскрытия информации по иностранным ценным бумагам на сегодняшний день пока еще не решен, это будет прописано в одном из тех нормативных актов, которые должны быть приняты. И весь этот комплекс вопросов, в конечном счете, сводится к одному самому главному вопросу - что вообще такое российский финансовый рынок, насколько он восприимчив в глазах иностранных инвесторов, не придумали ли мы что-то такое, что самым явным образом выбивается за те рамки, которые на финансовом рынке есть? И я прямо вам отвечу, что выбивается. Иностранные ценные бумаги выбиваются из российского финансового рынка. Прямой и активный их доступ на российский финансовый рынок взламывает существующую систему. Говорю об этом прямо, говорю в первый раз, никогда этого не говорил ранее. Потому что сейчас мы это видим воочию, когда сопоставляем то регулирование, которое сложилось на российском рынке с тем, которое формируется на Западе.
В некоторых вещах мы сегодня идем с опережением, но, тем не менее, существует «догоняющее» развитие регулирования российского финансового рынка. Мы очень далеко продвинулись в области регулирования производных финансовых инструментов и сейчас, когда наши коллеги - регуляторы других стран - только обсуждают вопросы заведения операций с производными финансовыми инструментами на центрального контрагента и совершение таких сделок на организованных площадках, у нас уже эта норма прописана в законе и регулируется. У нас введено новое регулирование рынка репо, который является в значительной степени уникальным рынком в мире, поскольку это, пожалуй, единственный пример того, когда такие сделки осуществляются на организованных площадках, а не на внебирже. Также значительный шаг сделан в сторону развития регулирования секьюритизации. Сейчас закон принят в первом чтении, и я надеюсь, что в течение года состоится второе чтение и он вступит в силу.
Очень важные изменения также происходят сегодня в области усиления требований к участникам финансового рынка, хоть эти изменения и критикуются ими самими. Когда вы сегодня будете говорить о невозможности открытия российским депозитариям счета номинального держателя в иностранном депозитарии, вы поймете, что для многих крупных международных депозитариев, учитывающих на своих счетах иностранные ценные бумаги, многие участники российского финансового рынка кажутся непрозрачными, и не воспринимаются тем институтом, с которым можно вести отношения и открывать счета. Поэтому, иногда даже крупные российские компании не могут открыть счет в иностранных депозитариях, не говоря уже о мелких. В этой связи мы вынуждены увеличивать давления на участников финансового рынка, с тем, чтобы возросла их надежность, прозрачность и капитализация. Сейчас готовятся поправки в ряд законов, направленные на развитие пруденциального надзора, в котором вводится достаточные жесткие требования к надежности и ликвидности наших институтов. Мы сейчас прорабатываем вопрос об установлении требований к учредителям профессиональных участников рынка ценных бумаг, к их надежности, а также говорим о необходимости раскрытия ими информации, в том числе о самих себе.
Очень важное направление, тоже сильно критикуемое со стороны участников финансового рынка - усиление ответственности на финансовом рынке. Введена достаточно жесткая административная ответственность, введена уголовная ответственность и это является, по нашему мнению, «ежовыми рукавицами», но это то, что, в конечном счете позволит нашим финансовым институтом в итоге применения этих мер быть признанными на международных площадках, а значит работать с любыми видами ценных бумаг, как российскими, так и международными.
Естественно, не могу не сказать еще про один закон, по которому мы больше всего отстали от международного регулирования. Наверное, кому-то он уже набил оскомину, но я считаю, что это ключевая тема на ближайшие месяцы для регулирования российского финансового рынка. Это закон о противодействии манипулированию рынком и использованию инсайдерской информации. По этому закону мы аутсайдеры. Отсутствие этого закона мешает нам в полный голос заявить о российском рынке, как о рынке, соответствующем международным стандартам регулирования финансовых инструментов, институтов и взаимоотношений. Но, надо сказать, что благодаря вниманию Правительства к этому закону, а я напомню, что ответственное решение по внесению этого закона в Государственную Думу было принято в самый острый период кризиса - 1 декабря 2008 года, когда Правительством был одобрен проект этого закона, несмотря на то, что к нему были разногласия, споры и замечания. Тем не менее, это решение было принято и закон впервые за все годы - а их уже больше 10 лет наберется - обрел статус правительственного законопроекта и был внесен в Государственную Думу. Во многом это определило его дальнейшее движение, принятие в первом чтении в апреле прошлого года и прохождения к финальным стадиям принятия. Кроме того, безусловно, то, что на этот закон было обращено внимание Президента, и в феврале на заседании Совета по финансовым рынкам он прямо дал поручение, что этот закон необходим и должен быть согласован. На сегодняшний день, я могу вам сказать, что все острые моменты по согласованию этого законопроекта практически решены. Сейчас работа продолжается и, я надеюсь, у нас есть большие шансы на то, что законопроект в весеннюю сессию будет принят Государственной Думой и вступит в силу. Принятие этого закона будет главным шагом к признанию российского финансового рынка соответствующим международным стандартам регулирования. Это откроет нам путь не только к увеличению ликвидности на российском рынке в части обращения на нем российских ценных бумаг, но также и обращения на нашем рынке иностранных ценных бумаг.
Вчера службой было принято решение о признании факта манипулирования на российском финансовом рынке в отношении ряда компаний, которые были замешаны в надувании цен на акции на Московской межбанковской валютной бирже. Выявление таких случаев чрезвычайно сложное, не всегда удается сделать это в течение короткого промежутка времени. Тем не менее, это третий по счету случай признания службой факта манипулирования. Такой опыт службой нарабатывается, поскольку нормы действующего законодательства позволяют нам это делать. Я надеюсь, что вступление в силу закона о противодействии манипулированию рынком и использованию инсайдерской информации станет реальным барьером на пути такого рода недобросовестных операций. Я надеюсь, что таких случаев будет немного, но не в силу того, что мы не сможем их выявлять, как это было раньше, а в силу того, что закон будет барьером для тех, кто хотел бы совершать недобросовестные операции. Хочу напомнить, что сегодня уже существует уголовная ответственность за манипулирование рынком, и, обращаю внимание всех, кто присутствует здесь и смотрит нас по Интернету, что это норма достаточно серьезная.
Также хочу сказать о том, что на сегодняшний день сделано достаточно много для привлечения внимания международной общественности и международных инвесторов к регулированию российского финансового рынка. Мы неоднократно встречались с международными регуляторами, а также в ходе встреч в рамках созданного Совета по финансовой стабильности, при группе двадцати, мы с нашими коллегами из других стран начинаем все больше и больше говорить на одном языке, языке тех, кто действительно выстраивает посткризисный финансовый рынок, в котором недостатки и неэффективности, выявленные в ходе кризиса, постепенно устраняются. В этом смысле, допуск иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок - я его назвал консервным ножом - можете назвать это лакмусовой бумажкой, которая определяет степень развитости российского финансового рынка, это инструмент, позволяющий нам еще с одной стороны увидеть то, чего не хватает на российском финансовом рынке.
И в этой связи, я хотел бы обратиться ко всем участникам сегодняшней конференции: посмотрите на иностранные ценные бумаги, которые обращаются в России, не просто как на еще один дополнительный инструмент, который интересен инвесторам, посмотрите на него, как на дверь в современный мир, как на инструмент, позволяющий сблизить российский и международный финансовые рынки и говорить о российском финансовом рынке, как о международном финансовом центре или, по крайней мере, рынке, в котором такой международный финансовый центр вполне может эффективно работать. Наши компании могут презентовать себя на достойном уровне на международных рынках и эффективно и результативно конкурировать с международными финансовыми институтами!
Я желаю вам удачи, успешной работы и надеюсь, что в рамках этой конференции вы найдете ответы, по крайней мере, на большинство ваших вопросов. Спасибо!
-
май, 2024ПнВтСрЧтПтСбВс293001020304050607080910111213 мая 2024 понедельникДаты проведения: 13 мая 2024 – 13 июля 2024Форма обучения: Другая45000 физ. лица45000 юр. лицаДаты проведения: 13 мая 2024 – 13 июля 2024Форма обучения: Другая41000 физ. лица41000 юр. лицаДаты проведения: 13 мая 2024 – 13 июля 2024Форма обучения: Другая41000 физ. лица41000 юр. лицаДаты проведения: 13 мая 2024 – 13 июля 2024Форма обучения: Другая40000 физ. лица40000 юр. лица13Аттестат профессионального финансового директора+ еще 31415 мая 2024 средаДаты проведения: 15 мая 202418000 физ. лица18000 юр. лицаДаты проведения: 15 мая 20248000 физ. лица8000 юр. лица15Практические аспекты применения МСФО 9. Резервы под обесценение и ожидаемые кредитные убытки: как создавать и учитывать (с представителем Банка России)+ еще 116 мая 2024 четвергДаты проведения: 16 мая 20246000 физ. лица6000 юр. лица16Корпоративные облигации: инвестиционные возможности, правовое регулирование и процедура выпуска17181920 мая 2024 понедельникДаты проведения: 20 мая 2024 – 31 мая 2024Форма обучения: Вечерняя10000 физ. лица10000 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 31 мая 2024Форма обучения: Вечерняя8800 физ. лица8800 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 31 мая 2024Форма обучения: Вечерняя35000 физ. лица35000 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 04 июня 2024Форма обучения: Вечерняя40000 физ. лица40000 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 24 мая 2024Форма обучения: Вечерняя15000 физ. лица15000 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 24 мая 2024Форма обучения: Дневная36000 физ. лица36000 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 12 августа 2024Форма обучения: Другая45500 физ. лица45500 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 30 сентября 2024Форма обучения: Другая65000 физ. лица65000 юр. лицаДаты проведения: 20 мая 2024 – 30 сентября 2024Форма обучения: Другая70000 физ. лица70000 юр. лица20Повышение квалификации налоговых консультантов (36 часов) очно/дистанционно+ еще 821 мая 2024 вторникДаты проведения: 21 мая 2024 – 30 мая 2024Форма обучения: Вечерняя46000 физ. лица46000 юр. лица21Закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ) как эффективный способ управления активами и их защиты: от теории к практике создания и функционирования ЗПИФ22 мая 2024 средаДаты проведения: 22 мая 20249000 физ. лица9000 юр. лицаДаты проведения: 22 мая 20249000 физ. лица9000 юр. лица22Цифровые финансовые активы (ЦФА): актуальные вопросы регулирования, практики и развития. Отдельные особенности цифровых валют.+ еще 123 мая 2024 четвергДаты проведения: 23 мая 202412000 физ. лица12000 юр. лицаДаты проведения: 23 мая 202410000 физ. лица10000 юр. лица23Процедура эмиссии ценных бумаг в соответствии с изменениями законодательства в России о ценных бумагах.Раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг в соответствии новым Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг+ еще 124252627 мая 2024 понедельникДаты проведения: 27 мая 2024 – 31 мая 2024Форма обучения: Вечерняя25000 физ. лица25000 юр. лица27Бухгалтерский учет и отчетность организации в процедурах банкротства. Процедура конкурсного производства28 мая 2024 вторникДаты проведения: 28 мая 2024 – 21 июня 2024Форма обучения: Другая45000 физ. лица45000 юр. лица28Специализированный депозитарий как ключевой элемент в системе контроля и учета при управлении активами: участники отношений, их особенности, правовое регулирование, основы технологий спецдепозитарного обслуживания29 мая 2024 средаДаты проведения: 29 мая 2024 – 29 мая 2024Форма обучения: Вечерняя12000 физ. лица12000 юр. лицаДаты проведения: 29 мая 2024 – 29 мая 2024Форма обучения: Дневная8000 физ. лица8000 юр. лицаДаты проведения: 29 мая 2024 – 29 мая 2024Форма обучения: Дневная5000 физ. лица5000 юр. лицаДаты проведения: 29 мая 2024 – 29 мая 2024Форма обучения: Дневная6000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 29 мая 2024 – 29 мая 2024Форма обучения: Дневная6000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 29 мая 202433800 физ. лица33800 юр. лица29Система внутреннего контроля в некредитных финансовых организациях (НФО) (текущее регулирование и планируемое реформирование): практические рекомендации для НФО+ еще 530310102