Большая денежка маленького инвестора
Снижение реальных доходов граждан и небольшая доля сбережений в этих доходах не означают, что смотреть на «мелкого» инвестора не нужно. Пример – Индия, где подушевой доход в 2014 году составил 12% от российского, а стоимость чистых активов взаимных фондов в расчете на душу населения — почти в 10 раз больше. О стремлении к вложениям говорит и громадный интерес к биткоину.
В статье «Биржа миллионеров» Сергей Беляков продолжил давнюю дискуссию, связанную с риторическим, по его мнению, вопросом: почему российские граждане никак не несут деньги на биржу, довольствуясь привычными банковскими вкладами?
На наш взгляд, ответ на этот вопрос все же существует; мы посвятили его обоснованию недавний доклад, подготовленный под эгидой Центра стратегических разработок*. Если коротко, то главные причины слабой активности россиян на фондовом рынке – высокие риски, усугубляемые порочной государственной политикой в данной сфере.
Главный риск для частных инвестиций – неудовлетворительная защита прав инвесторов. При повышенных рисках инвесторов в России отсутствуют используемые в других странах институты (компенсационные фонды; медиация; специализированный финансовый суд и т.д.), снижающие эти риски. В результате слабости и неадекватности надзорных процедур инвестору в России приходится прибегать к более дорогим (но ничуть не более эффективным) судебным механизмам защиты своих прав, а также сталкиваться с избыточными ограничениями. Все это обусловливает более высокий уровень рисков вложений в ценные бумаги по сравнению с иностранной валютой, недвижимостью и банковскими вкладами.
Как показал опыт работы с фокус-группами частных инвесторов, организованной Институтом МФЦ в рамках реализации проекта Всемирного банка по повышению финансовой грамотности, важнейшим условием прихода новых частных инвесторов на фондовый рынок является наличие компенсационных механизмов.
Все крупнейшие брокеры также единодушны – три четверти людей, впервые обращающихся для размещения средств на бирже, разворачиваются и уходят, узнав, что на отечественном фондовом рынке компенсационных механизмов нет.
К сожалению, в странах с развивающимися финансовыми рынками, где отсутствуют брокерские компании со столетней репутацией и прочной капитальной базой, специализированные компенсационные фонды не могут работать без поддержки бирж и государства. Но с их привлечением – работают и очень успешно (есть, в частности, опыт Индии и Китая, благодаря которому в этих странах доля фондовых инвесторов оказывается гораздо больше, чем в России).
Но вместо формирования гибкой системы регулирования, снижающей риски домохозяйств при размещении сбережений на фондовом рынке, и расширения спектра инвестиционных возможностей населения государством, напротив, возводятся барьеры для вложений частных лиц в значительную часть финансовых инструментов. Полный доступ к рынку сейчас может гарантировать только наличие 6 млн рублей, вложенных в ценные бумаги и депозиты, или соответствующего квалификационного аттестата, но Банк России предполагает поднять планку – либо 6 млн. рублей и аттестат, либо 12 млн рублей.
Остальные индивидуальные инвесторы вынуждены учиться нырять в пустой бассейн, а пустят ли в него когда-либо воду – большой вопрос.
Такая демонстрация «заботы» о мелких инвесторах приводит лишь к искусственному сужению доступного обычному российскому гражданину набора инвестиционных инструментов.
Но в реальности они просто выталкиваются за периметр национального регулирования, — в том числе, в объятия криптовалют, иностранных форекс-дилеров и прочих небезопасных интернет-забав. Кроме всего прочего, тем самым стимулируется отток капитала, тем более что минимальные суммы, с которыми готовы работать офшорные структуры, устойчиво понижается.
Социологические опросы показывают, что инвестиционные предпочтения домохозяйств в России достаточно устойчивы. Доля предпочитающих инвестиции в ценные бумаги всем другим видам организации сбережений составляет 6-7% (и примерно треть граждан хотели бы купить акции, в том числе и те, кто не имеет для этого финансовых возможностей). Но принятая регуляторная идеология непосредственно ориентируется на крайне узкую группу инвесторов, составляющую не более 1% населения, игнорируя всех остальных.
Разница между этими двумя подходами – интегрирующим и ограничительным - огромна. Еще 12 лет назад в Китае доля населения, инвестировавшего в акции, достигала 5,6%. Именно на основе спроса со стороны мелких инвесторов функционирует китайский фондовый рынок, второй по величине в мире, в отдельные годы занимавший первое место по объему IPO. Именно мелкий внутренний инвестор наиболее успешно смягчает внешние шоки, обеспечивая удлинение горизонтов инвестирования: благодаря ему китайский финансовый рынок не только устоял в ходе глобального кризиса, но и быстро из него вышел. Напротив, российский рынок, где оперирует лишь каждый сотый гражданин, до сих пор не вышел на предкризисные уровни. Особенно катастрофично выглядит следующее соотношение: в 2016 году через публичное размещение акций было привлечено в рублевом выражении в 19 раз меньше инвестиций, а в долларовом – в 47 раз меньше, чем десятилетием ранее.
Своими неуклюжими ограничительными и псевдопатерналистскими действиями государство всячески ограничивает возможности частных инвесторов даже там, где никакой необходимости в этом нет.
Хорошим примером такого подхода служит недавний выпуск облигаций федерального займа для населения. Нужно было умудриться при наличии уже существующих на рынке ликвидных облигаций сконструировать и предложить людям нерыночный инструмент образца позапрошлого века, покупка которого в отделениях ведущих госбанков занимает больше часа, сопровождается заполнением тонны бумаг и обременяется заведомо завышенными комиссионными. Как будто было непонятно, что покупать эти облигации придут не условные «бабушки», впервые знакомящиеся с фондовым рынком, а тот же 1% состоятельных физических лиц, и то потому, что эмитент предложил при размещении изрядную премию. Излишне говорить, что в окружающем нас мире и экономика, и технология процесса устроены ровно обратным образом - например, в Кении для операций с государственными облигациями широкими массами вовсю используются мобильные телефоны.
«Тщетность» работы с мелким инвестором из-за отсутствия денег у населения опровергается примером Индии, где подушевой доход в 2014 году составил 12% от российского. Стоимость чистых активов взаимных фондов в расчете на душу населения в этой стране почти в 10 раз больше, чем в России ($103,9 против $10,5).
Внимание к денежке «маленького человека» позволяет аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы, работающие на благо национальной экономики. И наоборот, пренебрежение мелким инвестором ведет к утрате мощного ресурса для развития, потере глобальной конкурентоспособности.
Конечно, правильно, что для населения могут быть значительно удобнее коллективные (пассивные) формы инвестиций (пенсионные, взаимные фонды и т.д.). Но опять же, как показывает международный опыт, наиболее успешно эти формы начинают работать там, где наблюдается устойчивый приток сбережений домохозяйств на фондовый рынок, предполагающий, в том числе, индивидуальные инвестиционные решения. Зачастую индивид обращается к услугам коллективных инвесторов, только получив опыт (положительный или чаще отрицательный) самостоятельных вложений и в полной мере осознав выгоды и риски инвестиций на фондовом рынке.
Так, в Китае лишь через почти 15 лет развития посреднической инфраструктуры фондового рынка и воспитания навыков домохозяйств к самостоятельному инвестированию начали осторожно развивать формы коллективных сбережений. Вероятно, китайские регуляторы осознавали все риски такого подхода, повышавшего степень рыночной волатильности. Однако в результате был сформирован емкий и ликвидный рынок ценных бумаг, активно используемый компаниями для привлечения капитала. Миллионы человек смогли увеличить свое благосостояние не только за счет трудовых доходов, но и благодаря поступательному приросту рыночной капитализации китайской экономики. Формируя поддержку для котировок, именно внутренний спрос на фондовые ценности явился важнейшим фактором глобальной инвестиционной привлекательности Китая (сравните с хронической зависимостью нашего рынка от притока иностранных денег). Обеспечивая постепенный рост доли институтов коллективных инвестиций в общей структуре рынка, китайские регуляторы теперь перешли к решению задачи сокращения рыночной волатильности.
Наличие широкого круга внутренних инвесторов повышает устойчивость рынка и способствует развитию конкуренции в реальном секторе, ускоряя экономический рост, а также сокращает неравенство и снижает социально-политические риски в результате увеличения доли поступлений от собственности в общей структуре доходов населения. Выбор между вариантом массового инвестирования («народным капитализмом») и ориентацией на ограниченное количество крупных инвесторов («олигархическим капитализмом») не только имеет прямое влияние на качество финансового рынка и выполнение им своих основных функций – от оптимальной аллокации капитала до перераспределения рисков, - но и в свою очередь во многом предопределяет общую ориентацию государственной политики.
Авторы: Олег Буклемишев — директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ, эксперт ЦСР; Юрий Данилов — ведущий научный сотрудник РАНХиГС, ведущий научный сотрудник кафедры макроэкономического регулирования и стратегического управления экономического факультета МГУ, эксперт ЦСР.
*Данилов Ю. А., Абрамов А. Е., Буклемишев О. В. Реформа финансовых рынков и небанковского финансового сектора. М., ЦСР - РАНХиГС, 2017.
-
апрель, 2024ПнВтСрЧтПтСбВс01 апреля 2024 понедельникДаты проведения: 01 апреля 2024 – 12 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя29000 физ. лица29000 юр. лица01Учет принципов и раскрытие информации в области устойчивого развития, ESG в деятельности финансовых организаций02 апреля 2024 вторникДаты проведения: 02 апреля 2024 – 17 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя35000 физ. лица35000 юр. лицаДаты проведения: 02 апреля 2024 – 03 апреля 2024Форма обучения: Дневная18000 физ. лица18000 юр. лица02Курс НОК «Депозитарная деятельность»+ еще 1030405060708 апреля 2024 понедельникДаты проведения: 08 апреля 2024 – 12 апреля 2024Форма обучения: Дневная25000 физ. лица25000 юр. лица08Бухгалтерский учет и отчетность организации в процедурах банкротства. Процедура наблюдения09 апреля 2024 вторникДаты проведения: 09 апреля 2024 – 16 апреля 2024Форма обучения: Дневная9900 физ. лица9900 юр. лица09Повышение квалификации аудиторов (40 часов) очно/дистанционно1011 апреля 2024 четвергДаты проведения: 11 апреля 2024 – 26 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя28000 физ. лица28000 юр. лицаДаты проведения: 11 апреля 2024 – 26 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя28000 физ. лица28000 юр. лица11Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами. Подготовка финансовой отчетности и налоговых деклараций+ еще 112 апреля 2024 пятницаДаты проведения: 12 апреля 2024 – 25 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя10000 физ. лица10000 юр. лицаДаты проведения: 12 апреля 2024 – 31 мая 2024Форма обучения: Вечерняя20000 физ. лица20000 юр. лицаДаты проведения: 12 апреля 2024 – 25 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя8800 физ. лица8800 юр. лица12Повышение квалификации налоговых консультантов (36 часов) очно/дистанционно+ еще 2131415 апреля 2024 понедельникДаты проведения: 15 апреля 2024 – 15 июня 2024Форма обучения: Другая40000 физ. лица40000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 19 апреля 2024Форма обучения: Дневная36000 физ. лица36000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 30 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя35000 физ. лица35000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 26 апреля 2024Форма обучения: Вечерняя29000 физ. лица29000 юр. лицаДаты проведения: 15 апреля 2024 – 15 июня 2024Форма обучения: Другая41000 физ. лица41000 юр. лица15Аттестат профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора)+ еще 41617 апреля 2024 средаДаты проведения: 17 апреля 202415000 физ. лица15000 юр. лицаДаты проведения: 17 апреля 202415000 физ. лица15000 юр. лица17Закон США о налогообложении иностранных счетов США (FATCA)+ еще 118 апреля 2024 четвергДаты проведения: 18 апреля 202412000 физ. лица12000 юр. лица18Процедура эмиссии ценных бумаг в соответствии с изменениями законодательства в России о ценных бумагах.Раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг в соответствии новым Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг1920212223 апреля 2024 вторникДаты проведения: 23 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная18000 физ. лица18000 юр. лица23Противодействие коррупции. Экономическая и компьютерная безопасность. Риски, контроль и комплаенс.24 апреля 2024 средаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная8000 физ. лица8000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная5000 физ. лица5000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная6000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 2024 – 24 апреля 2024Форма обучения: Дневная6000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 20246000 физ. лица6000 юр. лицаДаты проведения: 24 апреля 202415000 физ. лица15000 юр. лица24Целевой (внеплановый) инструктаж/повышение квалификации (плановый инструктаж) для сотрудников организаций, поднадзорных Банку России (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании)+ еще 52526272829300102030405